Вступление

Сегодня у нас в Особняке тот, кого хотели видеть многие. Встречайте: Тэхсе ан Фогейр — лучший критик, лучший комментатор, лучший разбиратель, лучший собиратель, в общем, лучший из лучших, среди лучших! bravo (Шквал бурных аплодисментов)

Прежде всего он знаменит своими гигантскими простынями к рассказам, в том числе и абсолютно унылым. Если бы эти рассказы были лошадью, то гуманнее было бы их пристрелить, но Тэхсе, видимо, добряк по натуре, потому даже им пишет отзывы. Забавный момент состоит в том, что его собственные рассказы судьи не оценили, от слова совсем, но зато последний рассказ обрёл массу поклонников, которые гневно потрясали кулаками и восклицали: «Почему ЭТО не в финале?!»

Но не будем растекаться мыСЬю по древу (то бишь белкой), серым волком по земле и сизым орлом под облаками. Вперёд! declare

Представление

Не слишком люблю настоящее имя, но что ж: Денис Приёмышев, в текстовый документ — ну, если не углубляться в метафизику, из Таллина, чтоб был. И вообще, сами звали, а теперь спрашивают: зачем?!

Хм. Так-то я изначально не писатель, а игрок и гейм-мастер. Форумные ролевые игры — по сути, то же экраномарательство, только с чуть другого угла. А с чего — так нравилось же. И тогда нравилось, и сейчас нравится, ну а рассказы как рассказы появились позже, как производная. В конце концов, сольное — и даже соавторское — творчество позволяет выразить идею именно так, как хочется тебе самому, без оглядки на тех же игроков и роли. Разные сферы. ok
Но и с рассказами у меня другой причины нет: нравится и всё тут, хочется рассказывать истории, видеть и показывать их с позиции персонажей.
Амбициями, кажется, так и не обзавёлся, так что оно уж точно не ради тиражей и прочего издательского. Может быть, потому, что эту область частично перекрывают переводы — в плане тиражей и книжек на полке. Сублимация писательства. hi А может потому, что просто ленив. Скорее всего.

Вот уж где точно короткий список — так это в писательских достижениях. beee Одна победа в конкурсе на Прикле, энное количество вторых мест, много финалов — но последнее, наверное, не в счёт. Полтора опубликованных рассказа — один сольный, один соавторский. Сотни страниц изданных переводов — но это не писательство, так что тоже мимо. В общем, графоман обыкновенный, без особенных достижений. А, один и ноль баллов на Пролёте за два рассказа же! dance

Лет восемнадцать-двадцать назад написал самое первое произведение, если не ошибаюсь, когда только нормально выбрался в интернет. Классическая темноватая фэнтезя: псевдосредневековье, религиозно-ведьмовские проблемы, приключения с бардами, воинами, колдуньями. yu Оно даже лежит где-то в архиве, но, честно говоря, открывать просто страшно, потому что если язык ещё можно исправить переписыванием, то вот наивность и клишированность сюжета и персонажей — уже вряд ли. А так — я помню все свои рассказы и повести, ага. В конце концов, не так уж их и много, несмотря на срок.

Пишу на свой вкус, чтобы не пришлось менять стиль. Фантастика, киберпанк. В общем, то, что оперирует современным языком и опирается на технологический подход к восприятию мира. Другое дело, что после энного миллиона знаков в разных жанрах смена стиля под задачу не слишком смущает.

Я из этих, странных, которые по структуре пишут, с планами и вот этим всем. И вот пока план сделаешь, о вдохновении уже можно забыть — выдыхается. rtfm То есть, я пишу потому, что мне интересно писать вот эту штуку, потому что считаю её хорошей, вижу в ней что-то такое, что стоит слов.
А ближе всего ко вдохновению получается погружение в текст, наверное. Когда пишешь изнутри, заставлять себя особенно не приходится.

Любишь ли ты поспорить о чём-то? Доказать свою правоту? 

(смотрит на количество сообщений по форумам) ну… да. Хотя и стараюсь с этим бороться, потому что слишком уж часто в интернете кто-то неправ, а времени на это уходит вагон. focus Стараюсь… но человек слаб. Эх.

Увлечения

Пить так и не приучился, увы. Музыка — да, постоянный спутник, причём жанры могут быть самыми разными. Не распробовал, кажется, только рэп и треш — ну и не слишком ценю эксперименты-эксперименты, которые больше перформанс, чем музыка. А предпочтения… в последний год плейлисты состоят более-менее из джаза, металла и внезапно песен из старых фильмов и мультиков. music
Кино — стандартно, под настроение. Менее стандартны, наверное, занятия историческим фехтованием — не реконструкция, ХЕМА, — и переводы художки. В основном — фантастика и ужастики, английский-русский. Ну и, конечно, рассказы и форумные РПГ: не обязательно в таком порядке, потому что нравится и то, и то, просто по-разному.

Вообще добавлю к списку и компьютерные игры, наверное. В первую очередь РПГ или около-РПГ. Почему? Потому что, пусть упрощённые, но они всё равно в первую очередь содержат истории. gamer4
А, и, конечно же, книги-книги-книги, с детства. boast Не упомянул раньше потому, что они просто слишком естественная часть жизни, кажется.

Любимый писатель\произведение

Терпеть не могу вопросы про любимого писателя, потому что ответ на них может отличаться в зависимости от секунды-настроения- самочувствия-погоды. Но допустим, “Дочь железного дракона” Суэнвика. Прочитана она очень давно, но я до сих пор помню восхищение и жанровой эклектикой, и персонажами, и игрой символов… ну то есть, тогда я это такими словами не выражал, конечно, но суть та. cool И то, что сейчас могу разложить свои ощущения в терминах литмастерства, ничего не меняет.

Про любимое произведение — туда же, куда и предыдущий вопрос… но тут я ответить не могу в принципе. Настоящие персонажи, те, кто стоят упоминания — они живые. И выбирать, кого любишь больше — такое… странное. А уж почему — тем более. big_boss Любимых книг — много, соответственно, любимых персонажей — тоже.

Пролёт

Вопрос про Пролёт с подвохом, учитывая те результаты? bb Впрочем, и доволен ими, и нет. Пришёл весной 2018, за компанию. В конце концов, фэнтези я по сути не пишу, а тут повод. Да и почему нет? Я в любом случае собирался в тот год походить по разным конкурсам, посмотреть, что и как.
Но если серьёзнее о результатах, то отношение к ним меняется со временем. Я недоволен итогом в рамках конкурса — это логично, — но доволен рассказами, которых иначе не было бы, доволен читательской оценкой, особенно в случае “Замка”. Собственно, само участие как процесс мне тоже нравится, так что оно в любом случае в плюс, независимо от баллов и мест.
Ну а текущий заход — уже осознанный, разобравшись с системой, тут разочарования не будет в принципе, даже с третьего нуля-единички smile

Как я могу оценить кнопку «В финал», которая ещё не отработала, по сути? Чисто технически оно способно, конечно, сгладить оценку жюри — пусть и сработает это только для т.н. любимцев публики. Так что, как ни крути, а с ней лучше: в финале будет несколько работ, которые публика считает достаточно сильными, а всё, что делает финал сильнее — к лучшему.
Ну а самосуд тут вполне работает — в рамках своих ограничений, когда все не обязаны читать и оценивать всё. Перекосы, конечно, возможны, что мы и видим в текущем заходе, но с учётом иммунитетов и постоянного жюри система всё равно более-менее сбалансирована.

Ну и конечно тут есть и структурная проблема: невозможно заставить живых людей отфильтровывать только голактеги. Тут ходи, тут не ходи, тут оценивай за жюри, тут не оценивай… и всё это при отсутствии единого понимания, что же такое — слабый рассказ. При отсутствии даже единого понимания критериев оценки рассказов. Так что… косяки неизбежны, если только не увеличить количество оценивающих раза в два, что сгладило бы оценки.
Но в целом — работает.

Про жюри ничего не могу сказать, я там почти никого не знаю. Просто люди, писатели. pardon

Помимо Пролёта было много-много Прикла. Очень снобские конкурсы, очень камерные, но и технические требования там жесткие настолько, что поневоле учишься писать лучше. mail
Фантлаб — ну, это было быстро и больно, потому что хватило ума послать туда адский неформат.
Креатив — пожалуй, самое ламповое. Очень приятная атмосфера — видимо, из-за отсутствия анонимности.
ЧД. Первое и пожалуй единственное впечатление: дико неудобно вообще всё и, внезапно, нехватка ужастиков. diablo

Не знаю хотел бы я занять место судьи в одном из будущих конкурсов. А зачем? Мне интересно писать рассказы, интересно их разбирать, интересно участвовать в движухе, а вот судить втихую, не имея возможности в процессе оставить отзыв или вообще как-то светиться… не слишком привлекательно выглядит. Плюс, всё-таки Пролёт — не мой “домашний” конкурс, я не настолько к нему привязан, чтобы тратить время, ничего по сути не получая взамен — и речь не о деньгах, а о чисто эмоциональной отдаче. Если вдруг предложили бы, и у меня не нашлось в этот заход ни рассказа, ни даже идеи… подумал бы, но сейчас готового ответа у меня нет.

Твой голос вроде может протащить даже жёстко заминусованный рассказ. Пользовался этой привилегией? 

Да, в этом заходе. Впрочем, отосланные рассказы в итоге, кажется, прошли бы и так, но всё же. И да, у меня хватает чувства собственного величия, чтобы не смущаться того, что иду против кучи минусов. bb

Вообще, я предпочитаю читать рассказы тематика которых пытается выйти за рамки чрезмерно простых идей.

Комментирование

Особо выделяющиеся комментарии — вроде призыва Франсуа запретить “Замок” — коллекционирую. yes А мнения, конечно, нужны, очень. Потому что я могу знать, что именно хотел написать и как планировал этого добиться, но вот получилось ли — это видно только со стороны. Другой вопрос, что меня, наверное, больше интересует впечатление, а не технические комментарии. Инструменты слишком отличаются от рассказа к рассказу, от задачи к задаче, так что сказанное тут скорее всего не пригодится там.

Но в любом случае, комментарии читаю с удовольствием, а что порой считаю их странными или не о том — не суть. search Внимание ведь ценно в любом случае. Понравилось или нет, а если зацепило — значит, рассказ удался. А уж когда открываешь страницу, а там комментарий, по которому видно, что рассказ поняли — по-настоящему, от и до, — даже один такой делает конкурс, простым ощущением: “Вот человек, для которого ты это писал”.
Ну а что порой отзывы злят, так я ведь тоже — просто человек, а не робот, да оно и проходит. drinks

Ты был признан лучшим критиком, не лень писать огромные рулоны текста к совсем унылым рассказам? 

Лень. Но я надеюсь, что лучшего критика всё же получил за отзывы к интересным рассказам, которые было интересно разбирать. search Что до совсем унылого, то простыни там ведь более-менее типовые и часто больше похожи на пособие для начинающих. Это несложно ведь. Но часто простыня получается там, где хоть что-то да зацепило. Хотя бы отблеск потенциала, намёк на что-нибудь любопытное. Не всегда, да, но часто.

Просто так вышло, что во многом я учился писать, разбирая чужое — и это ведь никуда не делось. Всё прочитанное, услышанное, увиденное так или иначе поставляет пищу для воображения, но только если это заметить, задуматься, а не просто пройти мимо, бросив беглый взгляд. Поэтому… даже через лень мне обычно интересно писать отзывы, интересно закапываться, искать сложные моменты.

Два твоих рассказа получили минимум баллов от судей, вопреки хорошим отзывам от читателей. Почему так? 

О_о откуда же я знаю, не спрашивал. unknw То есть… на Пролёте ведь, насколько я понимаю, в жюри победители Пролёта? То есть, по сути те же авторы, та же аудитория. Потому что ну вот попади я в жюри — что, стал бы иначе оценивать рассказы? Да нет, победа понимания и критериев оценки не меняет, умений новых не придаёт, каким был, таким и остался бы. Ну а мои рассказы и в предварительном раунде, и в полуфинале неоднозначные отзывы получали. Плюс, как там любят говорить — толика рандома? Перемножить её со спецификой рассказов, и предполагаемый итог не прогнозируется вообще. wacko В общем смысле ответ простой же: тем членам жюри, к которым попали рассказы, они не понравились. Ну так это не невероятно — эти рассказы и в полуфинале, мягко говоря, не всем зашли.

(Пожимая плечами) “Звезда” при этом компенсировала свою оценку на Пролёте серебром на “Заповеднике сказок”, так что… вот действительно: кому попадёшься и где.
Я не призываю все оценки списывать на случай, понятно, но и отрицать его наличие — тоже не стал бы. В конце концов, судьи — тоже аудитория.

Советы начписам и твоё отношение к рассказам

Помилуй, я это в каждом втором отзыве на слабые рассказы делаю… но нет, никаких общих советов я давать не стану, потому что в литературе по сути нет законов, есть только рекомендации под конкретную ситуацию. Советовать вычитывать текст — как-то мелковато получается, советовать думать — как-то абстрактно. punish Нет уж. На конкретный вопрос никогда не отказывался ответить, а так, в общем — не хочу. Наверное, слишком часто и слишком долго уже бывал бетой, для которой всё — уникально и применимо или не применимо к конкретному тексту, а не вообще.

Твоё отношение к расчленёнке/насилию и т.д смакующийся в рассказах начписов? 

Именно у начписов или вообще? Потому что у начписов часто проблемы глобальны, и любовь к расчленёнке там лишь частный случай. В общем же — инструмент и инструмент. При умелом применении работает, потому что, как ни крути, является сильным триггером, при неумелом — отталкивает.

А что насчёт рассказов аля Рояль? Нужно ли давать подобному творчеству место на конкурсе? 

А что, они разве противоречат правилам, чтобы не давать им места?) Могу только пожать плечами. Сам такое не ем, но и запрещать эксперименты смысла не вижу, хотя и предпочёл бы эксперименты с содержанием, а не формой. Но это мои личные проблемы, так-то.

Разное

Расскажи о своей мечте.

(въедливо) а мечта должна быть достижимая, или не обязательно? Разумная? Взрослая? С такими косяк. Увы, у меня нет мечты, которую можно оформить словами. Скорее… ощущение, образ. Мир, каким он должен быть… или не этот мир, а тот, что за вуалью, неважно. В общем, это, наверное, тоже не вполне мечта, а нечто на стыке твёрдого знания, понимания сути и надежды. Но поскольку словами оно не выражается, то… увы. Без ответа, считаем.

Какой у тебя был самый экстремальный вид отдыха или туризма?

О, это легко. Вот последний отпуск был, совсем недавно: редактирование двух сотен страниц перевода за пару дней. rtfm Если серьёзнее, то к экстремальному как-то не склонен. Даже на вулкан поднимался достаточно цивилизованный, с удобной канатной дорогой…

Совершал ли когда-то поступки, абсолютно для тебя не характерные?

Зачем, когда можно совершать характерные? mda Это, между прочим, тоже непросто!

Вот если б у тебя была возможно получить некую сверхспособность, как у героев комиксов, что бы ты выбрал?

Бессмертие при сохранении и физических, и мыслительных способностей. buba В мире слишком много интересного, чтобы хватило одной жизни. А ведь рано или поздно мир станет ещё шире.

Кто из нынешних писателей станет классиком в будущем, на твой взгляд?

А в будущем будут классики в привычном нам понимании? Не уверен.

Заключение

(Осторожно) о чём сказать в заключение?

Тут и на вопросы-то поди знай, что отвечать, а уж просто… никогда не умел вот такое, абстрактное, так что увы. Простите. Небанальное не придумывается, а банальное как-то не хочется. bye

Постскриптум от Девоса

(Если вам показалось, что в интервью слишком много смайликов — это их все Тэхсе наставил, я только немного скорректировал и разнообразил). pardon

На подходе у нас ещё несколько гостей, кто угадает следующего с первой попытки — тот, возможно, получит промокод на внеплановое посещение Особняка и экслюзивное интервью с собой! gamer