Представление

Юрий Борисович Харламов – российский автор, работающий в жанре фэнтези.
Родился 25 сентября 1979 года в Ленинграде. Окончил 351-ю школу Московского района с углублённым изучением французского языка. Получил высшее экономическое образование. Мировоззрение: Православие. Семейное положение: холост.

Моя авторская страница
https://fantlab.ru/autor69365

Страница на IFВики
https://ifwiki.ru/Харламов,_Юрий

Страница на сайте книг-игр
https://quest-book.ru/online/list/author/?id=3743

Изданные книги и конкурсы

  1. Альманах «Поэт года 2012» — одно стихотворение, посвящённое моим друзьям из старого чата Гостьи и лично Наташе Гусевой. Это первое напечатанное произведение
  2. Математика интуиции — серия «Живое авторское слово» — сборник стихов нескольких авторов, издательство «Скифия»
  3. Добротомия — серия «Антология короткой прозы» — сборник рассказов разных авторов, издательство «Скифия»
  4. Книга осенних голосов — серия «Антология Живой Литературы» — сборник стихов нескольких авторов, издательство «Скифия»
  5. Поэтический альманах Пегас — приложение к журналу Нахимовского военно-морского училища «Нахимовец» — сборник стихов нескольких авторов
  6. Чай со Слоном. Третья чашка — сборник интервью, составитель Влад Костромин
  7. «Тёмный Легендариум» — полностью мой авторский сборник рассказов — что, вообще-то говоря, большая редкость сейчас, особенно в жанре фэнтези
  8. «Преддверие» — самая большая в мире книга-игра среди книг-игр, изданных одним томом

Деньги на издание «Преддверия» собирались на краудфандинговой платформе. Проект завершился успешно
По ссылке можно подробно прочесть о самой книге и о всех сопутствующих вопросах, процессе создания и так далее
https://boomstarter.ru/projects/120828/preddverie_kniga-igra

Кроме изданных произведений есть множество сетевых публикаций рассказов, новелл, сказок и стихов, а также статей по окололитературной тематике.

Также я автор нескольких книг-игр, в том числе переложенных на различные интерпретаторы
Их конкурсов, в которых я участвовал, хотел бы упомянуть «Новые имена – 2» Международного союза писателей имени святых Кирилла и Мефодия. Там участвовала моя сказка «Ганс-углежог и орчиха».
http://pisateli-za-dobro.com/new/gans-uglezhog-i-orchiha.html

Участие для меня было очень важно и памятно, так как это моя первая настоящая сказка.
Подробно участие в конкурсе я описал здесь
http://litclubbs.ru/posts/2106-moja-pervaja-skazka.html

О начале творчества

Я начал писать, потому что меня бесконечно тянет к этому. Ещё с соской во рту я сидел у печатной машинки моей мамы и испытывал неизъяснимое наслаждение, нажимая на кнопки с буковками. Я начал писать, потому что мне хотелось обязательно показать другим те фантазии, которые я хранил в себе.

Мне хотелось, чтобы окружающие восхищались и любовались ими вместе со мной.
Начал увлечённо творить с 12 лет примерно. За 4 года я написал несколько десятков стихов и несколько рассказов и даже начал большой роман – под влиянием творчества Эдгара Берроуза и особенно Роберта Говарда, от которого я страшно фанател. В те годы я ходил в тренажёрный зал, таскал железо и хотел быть как Конан. Впрочем, Тарзаном я тоже восхищался.

Но произведения получились настолько мрачными, что позже все в прозе и часть стихов я просто уничтожил.
Так что из оставшегося в наличии в прозе самым ранним законченным можно считать рассказ «Мышеловка». Я написал его в 1996 году, когда задумал серию рассказов о герое Рэйвене. Вообще с детства у меня тяга к использованию в качестве имён героев английских слов. Возможно, это произошло также под влиянием некоторых книг англоязычных авторов, которые использовали аналогичные имена, такие, как Сильвер или Флинт, например.

Первое произведение – роман – я начал печатать в восемь лет. Напечатал две главы. Пока лежит незаконченное. Роман в жанре фэнтэзи. Это подростковый роман о школьниках, организовавших Лесное Братство наших дней – ну то есть советских дней 1987 года — с детства я обожал Робин Гуда.
Первое законченное литературное произведение я написал в 13 лет. Это были стихи по мотивам «Властелина колец» Толкина.

Кстати, правильно говорить Толкиин. Но поскольку такого варианта нет, то исключительно Толкин

Любимый писатель и любимые/нелюбимые произведение

Распространённый ответ: у меня очень много любимых писателей и много любимых произведений. Также у меня много САМЫХ любимых писателей и произведений. Что поделать…
Например, я обожаю творчество Элизабет Мун. Потому что она женщина, и при этом прекрасный писатель фэнтези, и её героиня – прекрасна и сильна. Подавляющее большинство авторов-женщин в фэнтези, даже из самых известных, а уж тем более российских современных, если пытаются сотворить сильную героиню, то выходит выводящая из себя читателей-мужчин… фиговина, я просто не буду выражаться.

  • Гарри Поттера – вообще не читал ни строчки книг, не смотрел ни минуты фильмов.
  • Как приручить дракона – смотрел три фильма, но после них читать из творчества автора ничего не собираюсь, хренотень какая-то.
  • Нил Гейман – вообще не понимаю, что в нём находят, создатель полной белиберды.
  • «Улисс» Джеймса Джойса – взялся читать, это просто помойное ведро, высеры обидевшегося на весь свет одичавшего старика – я имею ввиду главного героя, кал редкостный.
  • Джо Аберкромби: я читал его трилогию «Первый закон», но она оставила у меня настолько тягостное и отвратное впечатление в идейном плане, что, даже несмотря на его несомненный литературный талант, я принципиально ничего больше из его творчества читать не буду.
  • Ольга Громыко: просто так получилось, что ничего не читал.
  • Курт Воннегут: пробовал, но просто не моё.

Увлечения

Не пью спиртного вообще. Не курю, никогда и не начинал, и другим не советую, веду здоровый образ жизни. Сейчас спортом никаким не увлекаюсь, но в школе увлекался бадминтоном, тяжёлой атлетикой.
Фильмы и музыку люблю под настроение, жанры совершенно разные: советская патриотическая музыка, хардкор, рэйв, рэгги, старинные вальсы, джаз, диско 80-х и так далее. По фильмам: тоже из очень разных и далеко отстоящих друг от друга жанров могут понравиться фильмы.

Мне ОЧЕНЬ нравится «Касабланка» — и очень нравится, например, сериал «Спартак» от DeKnight Productions Starz Originals
Я могу с удовольствием посмотреть, например, фильм о Винсенте Ван Гоге с Уиллемом Дефо, и с ним же – Человек-паук 2. А фильм с его участием «День расплаты» я просто обожаю, вообще невероятный фильм.

Пролёт

Узнал я о пролёте совершенно случайно, лазая в 2012 году по сети. Просто наткнулся на ссылку на рассказ «Однажды рижской осенью». Название зацепило, и я полез смотреть чего там такое. Пришёл я как всегда за единомышленниками и творческим общением.
Никаких единомышленников я не нашёл, творческого общения тоже.

Простое общение было, и несколько человек у меня и сейчас вконтакте в друзьях, иногда переписываемся. Был и опыт со-авторства, были споры на литературные темы, были очень приятные комментарии к моим рассказам, авторам которых я очень благодарен. Я их всех помню и цитирую, и благодарю при случае на форуме. Но чего-то большего, людей, из которых я мог бы сколотить команду, я не нашёл.

Из положительного можно отметить только то, что желание послать рассказ на конкурс и посмотреть реакцию, которую он вызовет, стимулирует к написанию этого самого рассказа. Когда я решил послать 5 рассказов на один этап пролёта, я действительно тратил на написание каждого из них по 1 дню, но не весь день, а от 1 до 4 часов примерно. То есть работалось хорошо под идею.
Также мне очень приятно, что я познакомился с таким литературным героем, как детектив Муравей. Это лучшее, что я читал на пролёте.

Сейчас – ничего не ожидаю, когда отсылаю рассказ на конкурс. Совершенно реальна ситуация, когда на твой рассказ отпишутся 3-5 человек с комментариями в стиле читал-понравилось-непонравилось-а да ладно пойду дальше. Судьи комментировать рассказы не обязаны, некоторые всё-таки оставляют комментарии, но вполне вероятен вариант, когда твой рассказ попадёт к судье, который комментариев не даёт.

Огромное количество интересных комментаторов, да и просто тех, кто читал и хоть как-то комментировал, ушло с форума – где-то более 30 человек за период с 2013 по 2019 год. По старым отзывам это легко проследить.

Оптимальный конкурс для меня – такой, в котором в судьях состоят писатели, творчество которых мне нравится. А также профессиональные критики и представители издательств.
Первые могут высказаться по литературной составляющей, стилю, общему видению жанра, в конце концов, просто с точки зрения вкусовщины, которая от таких людей для меня очень ценна. Вторые по ошибкам, логике, достоверности героев и так далее. Третьи – по востребованности для современного читателя, новизне, тренде.

Я ничего плохого принципиально про коллег с пролёта или других ресурсов говорить не буду. Я могу сказать так: никого талантливее меня я на Пролёте не встречал…

Система самосуда мне категорически не нравится. На пролёте про это сто раз проговорено, аргументы приводить не буду. Про квалификацию членов жюри тоже своё мнение оставлю при себе.

Мне абсолютно всё равно в какую сторону меняется Пролёт. У меня есть своё мнение по каким-то конкретным вопросам, но анализировать это всё в совокупности просто не хочу. У Пролёта есть создатели, пусть они и разбираются.

Перестал комментить чужие рассказы, потому что стал добрым и пушистым. Решил, что даже положительные отзывы могут иногда чем-то расстроить автора. Кто знает, как он отнесётся. Поэтому я решил вообще не оставлять комментариев и не высказывать своего мнения. Просто чтобы авторам не давать никакого повода в чём-либо обижаться на меня.

Авторы бывают очень обидчивы и ранимы. Пользуясь случаем, приношу извинения за мою прошлую излишнюю грубость, прошу прощения у авторов, если где-то обидел их в своих отзывах, хотя я на личности никогда не переходил…

Отношение к комментам к своему рассказу

Хорошие – выписываю в блокнотик и потом цитирую много раз. Они мне очень помогают, не важно, хвалят меня просто так или аргументировано.
Я из тех – возможно, редких – писателей, которым помогают именно похвалы. Мне они дают серьёзный стимул к творчеству.
Возможно, я просто очень мало видел конструктивной и обоснованной критики. Например, на Пролёте.

Ведь схватить меня за то, за что обычно ругают большую часть, не получается. Я пишу грамотно, текст вычитан, он всегда легко читаем. Он красив и интересен. У меня нет никаких логических ляпов или оборотов, над которыми за их неграмотность хочется только посмеяться.

Поэтому большая часть критиков, если им не зашло, включает лютую, ничем не обоснованную вкусовщину: тут недостоверно, там вот непонятно, не смешно, не раскрыто – и так далее. Объяснить они свои нападки не могут, потому что для этого они должны быть критиками совершенно другого, более высокого порядка. Они должны понимать, как и чем, какими средствами раскрывается персонаж, что и когда из этих средств работает, и почему с точки зрения психологии читателя это работает. Сколько пояснений на единицу текста достаточно, сколько нет. Как играют аллюзии на что-то, правильно ли использованы стилистические приёмы, изменился ли главный герой – и надо ли было ему вообще меняться. Бывают рассказы-сказки, бывают рассказы-притчи, бывают рассказы-путешествия – и так далее.

Если вы взялись ругать – а вы можете этого ведь и не делать – то для пользы автора разъясняйте вашу позицию. Но подавляющее большинство комментаторов на пролёте этого не делает. Да ещё и любит прикрываться тем, что автор, мол, сам дал им право так его ругать: пришёл – терпи.
Вдумчивый, приятный, конструктивный разбор рассказа с предложениями по улучшению я в свой адрес почти и не встречал.
Так что всё это мне замечательно заменяют комментарии: «Какой клёвый рассказ!!!»

Советы начписам

  1. Всегда, всегда, всегда любите своё творчество, свои книги. Ведь книги – как дети. Если вы действительно вложили в творчество частичку себя, то как можно не любить его? Поэтому всегда перед всеми защищайте его.
    В сети, да и в обычном реальном общении, зачастую можно увидеть, как начписы унижают, уничижают сами себя и своё творчество, лишь бы не показаться выскочками, лишь бы безболезненно влиться в писательское общество. Не будьте такими. Если вы дорастёте до писательских высот, вам же самим потом будет стыдно вспоминать.
    Вас могут критиковать, по делу или нет, неважно, но никогда не делайте этого сами, заранее или впоследствии, пытаясь унизить сами себя и этим вызвать какую-то псевдо-жалость других.
  2. Обращайте внимание только на ту критику, где есть конкретные примеры ошибок, и конкретные рекомендации по исправлению. Если такое имеется, то означает, что критик искренне хочет вам помочь. Даже пускай ругается на вас нецензурно. Всегда благодарите такого ценного критика за потраченные силы и время. Рекомендации «читайте больше хороших книг» идут в мусорную корзину. Вы сами разберётесь, что вам читать.
  3. Обязательно сразу записывайте свои идеи и мысли о творчестве. Хотя бы в нескольких словах. Хотя бы куда-нибудь. Потом забудете. Стопудово, бро.
  4. Используйте при создании образов своих главных героев инструменты создания персонажей сеттингов и систем настольных ролевых игр, например, GURPS.
  5. Помните: людей очень много. Кому-нибудь ваше произведение понравится. Просто старайтесь его дольше продвигать.
  6. Прочитайте 5 правил писательского успеха от Роберта Хайнлайна. Они хорошо перекликаются с моими пятью предыдущими советами-секретами. Образно их можно воспринимать как одно большое правило.
  7. Заведите себе базу знаний. Структурируйте её. Пусть у вас будет, например, файл с названиями цветов. Или состояний погоды. Или энциклопедия холодного оружия. Имейте справочники под рукой.
  8. Замечайте интересные языковые конструкции у других авторов. Смотрите, как они строят предложения, как работают с глаголами. Экспериментируйте со своими текстами. Не бойтесь сделать что-то странное.
  9. Если вы не пишете ручкой изначально, то клавиатура – ваш основной рабочий инструмент. Пусть она будем максимально эргономичной и удобной.
  10. Никогда не бойтесь повториться, быть вторичным, работать с героями чужих произведений – не нарушая при этом авторское право и законодательство, разумеется. Не слушайте, когда вам будут говорить: «Лучше бы что-нибудь своё написал, пусть даже дебильное». Или: «Лучше бы я прочитал одно неинтересное, но авторское, чем десять твоих фанфикшенов». Творческому человеку, тем более, с фантазией, свойственно мысленно добавлять в свои произведения понравившихся персонажей других авторов, или, наоборот, своих в другие авторские миры. Ведь они нам нравятся, мы хотим сочинять о них свои истории. Это абсолютно нормально и естественно.

О разном

  • Помимо этого конкурса где-то ещё участвуешь?
    Не очень люблю застревать в конкурсах, почти нигде не участвую. Я не люблю писать на установленную тематику и вообще любые рамки.
  • В каком жанре лучше всего пишешь?

Фэнтези – практически, только в нёй и пишу.

  • Есть ли толпа восторженных фанатов твоего творчества, требующих «проду»?
    Разумеется. Мы же про точное количество не говорим. Пока толпа довольно редкая…
  • Чё делаешь, когда не пишется и вообще хочется ли зашвырнуть всё подальше и наслаждаться безделием?

Зашвырнуть не хочется никогда, творить хочется всегда, но иногда это даётся сложнее. Тогда я хожу и кричу: «Только бы я смог написать несколько страниц какого-нибудь текста!» И, наконец, что-то выходит. Иногда, через месяц, иногда быстрее, иногда дольше. По-разному. Но хочется творить постоянно!

  • Опиши рабочую обстановку. Что тебе нужно, чтоб писать?
    Мне нужен большой удобный стол из морёного дуба. Чтобы он стоял посреди большого травяного поля под раскидистым опять-таки дубом. Чтобы на столе стоял качественный монитор, удобная клавиатура и чашка горячего компота. И чтобы был интернет. И чтобы был рядом город с продуктовым магазином и с моей квартирой и с отдельными коттеджными домами для всех моих родственников, чтобы можно было дойти за несколько минут, но чтобы он не был виден и не отвлекал от творчества.

И чтобы было лето, но не очень жаркое, солнечный день, но небо с большими облаками. Чтобы дул ветер, но лёгкий и приятный. Чтобы рядом текла речка и был большой песчаный пляж, и там купались исключительно красивые девушки с большими грудями, но не очень кричали, чтобы не отвлекать.
В общем так мало надо, чтоб писать…

  • Писал ли когда-то в самом неподходящем для этого месте?

Ну, наверное, нет. В сталеплавильном цеху или купаясь в реке – нет, точно.

  • Самая неловкая ситуация, в которую попадал.

Да все попадают в неловкие ситуации, но именно поэтому это очень личный вопрос. Было, но ничего особенного, ничего больше, чем рассказать пошлый анекдот в обществе культурной дамы…

  • Что самое сложное для тебя? В писательстве и вообще.

В интервью Владу Костромину я подробно отвечал на этот вопрос, сейчас не хочу вдаваться в подробности. Когда лень одолевает – всё сложно. Надо бороться с ленью!

  • Что было самое удивительное? Неважно в писательстве или вообще.
    Держать в руках книгу весом 2 килограмма, большую и красивую, написанную полностью мной, с моими фантазиями и чувствами, изданную, с картинками и обложкой, которую нарисовали так, как хотел я. Держишь своё дитя родное…
  • Какую самую нелепую работу выполнял?

Наверняка, меня многие в этом вопросе переплюнут. Ничего такого особо нелепого никогда не делал…

  • Какая прочитанная книга была самой хреновой? Не просто плохой, а вот вообще капец?
    Именно изданная книга?
    Ну, если из раздела известных, это опять «Улисс», наверное – это полный капец.
    Ну, в вопросе есть слово «прочитанная» — а я не смог даже три страницы там осилить.
    Вообще, зачем читать полностью книгу, если это вообще капец?
    Получается, у меня нет таких книг, поскольку я не заставляю себя читать, и даже стараюсь избегать вообще любых книг, которые не входят в мой ТОП – чтобы вкус не портить
  • Что любишь хавать?
    Тоже разное. Преимущественно простые блюда без изысков: гречневую кашу, суп с перловкой, курицу, картошку варёную, хлеб ржаной…
  • Самый любимый вид отдыха и место.
    Дома на диване
  • Самый любимый литературный персонаж. Почему?

Я в своих собственных романах. Потому что я там всегда крутой, красивый и могучий!!!

  • Что ожидает писательство в будущем, на твой взгляд. Куда оно вообще движется?
    Да откуда я знаю?!!! Мне остаётся только надеяться, что всё будет хорошо.
    Пока человек остаётся человеком, пользуется своими 5 чувствами, бумажные книги никуда не денутся, потому что как объект их ничем не заменишь. Возможно, они даже приобретут новое развитие. Писать тоже будут.

Поскольку будут и мечтать, то будет и фэнтези.
Куда движется я не знаю, да мне это и всё равно. Я вообще и близко не из тех писателей, кто там что-то предсказывает, или какую-то социальную проблематику ищет, тренды, хайп и так далее.
Я пишу чисто о том, что мне интересно, ни на кого вообще не ориентируюсь.

В заключение

Уважаемые читатели!

  1. Я имею к вам две просьбы, дабы предостеречь вас от недопонимания между нами и прояснить некоторые очень важные вещи:
    Не ищите в моих фэнтэзи-произведениях аналогии с реальным миром, аллегории, иносказания и не пытайтесь прочесть между строк о реальных, знакомых вам вещах. Этого абсолютно точно нет. Единственная связь моих произведений с реальным миром – это я сам, то есть, автор.
  2. Мои произведения – это не учебное пособие, не мораль, не религия. То есть, это не ответы – а вопросы. Я не учу вас, как смотреть на реальный мир, как поступать, во что верить, что плохо или что хорошо. Я не говорю вам, куда идти и что делать. Я не раскрываю перед вами свою натуру, чувства и желания. Герои моих произведений – это не я сам. Не ищите этого. Моя фантазия лишь описывает вам картину теми красками, которые я в силах предложить, и я рядом с вами, наравне, смотрю на эту картину. Вы полностью свободны смотреть на неё так, как вам угодно. Поскольку эти картины никак не связаны с реальным миром, то, если вы поругаете или похвалите их, заинтересуетесь или отвернётесь, как бы ль ни было – всё это исходит лично от вас самих, от вашего реального опыта и свободной воли

Мечта есть одно из воплощений наивысшего отличия человека от всей прочей вселенной.
Мечта есть производная веры в невидимое, неосязаемое, неподвластное телесным чувствам и непознаваемое разумом.
Мечта есть стремление к идеалу.
Фантазия – мечта, выходящая за границы идеала.
Фантазия – стремление учиться творить.
Фэнтэзи – это фантазия, выраженная словами.
Я искренне влюблён в фэнтэзи и рад приветствовать своих единомышленников!..

Постскриптум от Девоса

Это тестовая рубрика «Гость Особняка». В ней планируются интервью с интересными личностями с Пролёта, а может и не только.

Есть вопрос — интересен ли для вас подобный формат? Хотите ли больше узнать друг о друге? Жду ответов в комментариях ниже. Также пишите, с кем именно из пролётовцев вы бы хотели почитать интервью.